Грамота Сусанина: загадки старинной легенды Сегодня исполнилось четыреста лет главному документу, подтверждающему существование Ивана Сусанина - грамоте царя Михаила Фёдоровича. Точная дата самого подвига Сусанина не сохранилась (известен только год, по той же грамоте, это 1613), а вот грамота дотирована, она от 30 ноября (по старому стилю, по григорианскому календарю это 10 декабря) 1619 года. Эта грамота адресована мужу дочери Сусанина, крестьянину "Богдашке Собинину". Вторая грамота, пожалованная дочери Сусанина Антониде, которая к тому времени уже была вдовой, подтверждает первую и называет имена двоих детей - Даниил и Константин (Данилку и Костьку). То же подтверждает и грамота 1644 года. Также известен ряд позднейших указов уже потомкам Сусанина. При этом еще в начале 20 века жители села Коробова возводили свой род к Сусанину, причем помнили, кто из них - “даниловичи”, а кто - “константиновичи”. Любопытно что литературная версия имеет довольно существенные расхождения с документами. Для начала, нигде не указано что Сусанин вел куда-то поляков. Вот текст: "Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками". То есть поляки требовали не провести, а указать место. Интересно, что в этом случае подвиг Сусанина был даже большим чем по литературной версии - если литературный Сусанин просто пожертвовал жизнью, то реальный вытерпел страшные муки. В то жестокое время, когда бить кнутом без счета ударов считалось относительно легким наказанием - жутко представить что могли назвать "немерными пытками". Ещё Сусанин был скорее всего моложе литературного белобородого старика. В первой грамоте не упомянуты имена детей, вероятно их еще не было или они были слишком малы. Можно предположить что тогда дочь Сусанина была молода и только вышла замуж. А так как с момента гибели самого Сусанина прошло уже шесть лет, а женились тогда рано, то получается что Сусанин мог быть человеком в расцвете сил или слегка пожилым, но не старым. А что же сама история с проводником? Удивительно, но и она является правдой. Польский шляхтич Самуил Маскевич в своих мемуарах описывает как пойманный в деревне Вишенце старый крестьянин едва не завел их прямо в руки русской армии. Как и литературный Сусанин, проводник поплатился жизнью за свою храбрость, ему "отсекли голову". Получается, подвиг Сусанина был не единичным, и другие люди также не жалели жизни в борьбе с жестоким захватчиком. Маскевич писал о постоянных яростных нападениях партизан (хотя это слово тогда еще не было известно) и о страхе, который испытывали поляки, против которых ополчился народ.